Более широкая точка зрения: качество системы и ее полезность для пользователя

Более широкая точка зрения: качество системы и ее полезность для пользователя Формальные показатели довольно далеки от нашей конечной цели — измерить полезность системы для человека, т.е. оценить, насколько каждый пользователь удовлетворен ответами системы на его информационные потребности. Обычно удовлетворенность людей оценивается в ходе разнообразных исследований с участием пользователей. Они могут включать в себя количественные показатели, как объективные, например время выполнения задания, так и субъективные, такие как баллы, выставляемые пользователями поисковой системе, а также качественные оценки, такие как комментарии пользователей по поводу поискового интерфейса. В этом разделе мы коснемся других аспектов системы, позволяющих давать количественные оценки полезности системы, а также проблем полезности для пользователя.

На самом деле нам нужна общая количественная оценка степени удовлетворенности пользователя, основанная на релевантности, скорости и удобстве интерфейса. Для этого, в частности, необходимо понимать потребности людей, для которых создается система. Например, пользователи поисковых веб-систем удовлетворены, если они нашли то, что искали. Косвенно степень этой удовлетворенности можно оценить по количеству людей, которые регулярно пользуются такими системами Этот показатель является эффективным, но мы получили бы более точную оценку, если бы могли знать, как часто эти пользователи прибегают к помощи других поисковых систем. Еще одну группу пользователей поисковых веб-систем образуют рекламодатели. Они удовлетворены, если клиенты заходят на их веб-сайты и делают там покупки. На сайтах электронной коммерции пользователи обычно что-нибудь покупают. Таким образом, можно оценить время, прошедшее до совершения покупки, или долю посетителей, ставших покупателями. На веб-сайте, играющем роль витрины магазина, потребности пользователя и магазина считаются удовлетворенными, если посетитель совершил покупку. И все же необходимо решить, что мы оптимизируем: удовлетворенность конечного пользователя или владельца сайта электронной коммерции. Ведь за оптимизацию обычно платит владелец сайта.

Для корпоративной поисковой системы, работающей во внутренней сети компании, правительственного или академического учреждения, более подходящим показателем может быть производительность труда пользователя: сколько времени пользователь затрачивает в поисках нужной информации. Кроме того, существуют другие практические критерии, касающиеся, например, информационной безопасности.

tel-icq